Гидравлический удар

Гидроударом в холодильной технике называют воздействие жидкого хладагента на поршневую и клапанную систему компрессора.

Если жидкий хладагент, независимо от того, чем это вызвано, поступает на вход в компрессор, часть этой жидкости, вместо того, чтобы течь в картер компрессора может попасть в надпоршневое пространство.

При этом, поскольку жидкость несжимаема (закон физики), ее скорость гораздо меньше, чем скорость газов, проходящих через нагнетательные клапана (при обычной скорости вращения коленвала компрессора 1450 об/мин, поршень в цилиндре совершает свыше 24 возвратно-поступательных движений в секунду) в цилиндре развивается чрезвычайно высокое давление.

Расположенные со стороны поршня всасывающие клапана очень сильно вытягиваются и могут разрушиться либо треснуть по длине.

Нагнетательные клапана, как правило, менее ломкие из-за того, что они расположены снаружи клапанной доски и защищены демпфирующей пружиной, но и они повреждаются при сильном гидроударе.

Поршневая система также может быть разрушена вследствие аномально высокого давления, как правило, это поломка шатуна: обрыв шатуна в пальце или в шатунной шейке.

Причины гидроудара

  1. Самые серьезные гидроудары происходят в зимний период времени вследствиe перетекания жидкого хладагента в картер и даже в нагнетательную полость компрессора.
    Это происходит при температурах окружающего воздуха ниже, чем температура в камере.
    Жидкий газ по принципу «холодной стенки» (закон физики) перетекает из более «теплого» объёма (холодильная камера) в более холодный (улица).
    Это происходит во время остановки компрессора, когда контроллер дает команду на включение режима «Дефростация» (размораживание испарителя) либо подогрева камеры.
    Единственным решением данной проблемы является установка ТЭНа подогрева картера. В этом случае компрессор становится более «теплым» и жидкий хладагент во время остановки компрессора остается в испарителе.
  2. Второй причиной является резкое вскипание хладагента вследствие открывания дверей в холодильную камеру при работающей установке. В камере температура -20 С Наружная температура + 20 С
    В результате тепловой удар составляет 40 С.
    Так как хладaгент является легкокипящей жидкостью (физические свойства), происходит резкое вскипание, и газ с частицами жидкости попадает в больших количествах во всасывающую магистраль, и компрессор получает гидроудар.
    Решением данной проблемы является установкa теплозащитных штор и таблички на дверях «Перед открытием дверей отключи рефустановку».
  3. Третьей причиной является неправильная работа ТРВ (термо-регулирующего вентиля). В этом случае ТРВ работает в режиме «всё или ничего», то есть с пульсациями от полного закрытия до полного открытия, и компрессор периодически получает более или менее тяжелые гидроудары.
    Решением данной проблемы является замена или регулировка ТРВ.